Двадцать первый кабинет
Четверг, 16.08.2018, 15:17



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Методика преподавания [1]
Тематическое планирование [2]
К уроку химии [3]
материалы к урокам
Разработки уроков [0]
Внеклассная деятельность [0]
Подготовка к ЕГЭ и ГИА [1]

Главная » Файлы » Материалы коллег » Методика преподавания

Человек рождается на свет...
[ Скачать с сервера (470.3 Kb) ] 16.02.2012, 16:10
ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ НА СВЕТ....

Человек рождается на свет, чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след и решить все трудные задачи
Человек рождается на свет… Для чего? Ищите свой ответ.

Все учителя - люди очень творческие, любящие не только свой предмет, школу, своих учащихся, но в первую очередь любящие работать, и работать творчески. Именно поэтому на бесчисленных просторах Интернета они не только делятся своим опытом и талантом, но и стараются выразить свой неугасающий потенциал в различных видах искусства. Поэтому настоящий учитель не может знать только одну науку, он универсален: выдумывает каждый урок как спектакль, но не театр одного артиста, раскрывает сложнейшие взаимосвязи, используя инновационные технологии, мультимедийные пособия, создавая презентации. Всё это в широком спектре представлено у каждого творчески работающего учителя (Приложение 1).
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.
Ученики приходят ко мне на урок с переключенным вниманием, поэтому основной задачей для меня как учителя, переключить мозговую дорожку на восприятие химического материала. Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным „детонатором", который помогает им проникнуть внутрь, а там „взорваться", превратившись затем в убеждения, является интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в работу.
Театр начинается с вешалки, а кабинет химии с правил техники безопасности. «Как скучно!» - скажут взрослые и дети. «Как важно и необходимо»,- скажу я. Среди бесчисленного количества специальной литературы встречается столько оригинальных решений самых сложных вопросов химии. Традиционный подход, когда учитель объясняет, а ученики слушают и отвечают на поставленные вопросы, здесь не всегда эффективен. Педагогический опыт подсказывает, что наилучшего взаимопонимания можно достичь, когда перед учениками ставятся задачи из другой, известной им области. Например, школьникам предлагается разгадать ребус (Приложение 2) http://1september.ru/
И вот в классе начинается волшебство. Каждому хочется разгадать ребус первым. Это как в первом классе: незнакомый учитель в белом халате, незнакомый предмет, оснащенный всякой всячиной кабинет и огромная таблица каких-то знаков, о которых говорили старшеклассники. А на самом деле – работает технология Амонашвили: ученики заинтересованно рассматривают кроссворд, начинают разгадывать, и вот... некоторые уже бегут ко мне, чтобы шепотом произнести на ушко свои ответы. Через несколько мгновений хором: «Содержи рабочий стол в чистоте».
Далее знакомство с «Инструкцией по технике безопасности», расположенной на специальном стенде в кабинете и подписанной директором школы. На доске высвечивается набор букв, которые необходимо прочитать (Приложение 2) http://1september.ru/ .
Для прочтения этого «лабиринта» существует правило: начав движение с левой верхней клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности. Каждая клетка может быть использована один раз. Вот и готов ответ - «Химические реактивы нельзя пробовать на вкус».
Домашнее задание (творческое): изобразить правило по технике безопасности на листе бумаги или в тетради. Необычный ракурс урока и сложного предмета. Всё это постепенно начинает готовить ребят к пониманию химии как науки о превращениях веществ, так как превращения начинаются с самого первого урока.
На протяжении 3-х лет работаю над созданием учебно-методического комплекса по химии к курсу О.С.Габриеляна. Сам учебник предполагает творческий подход к изучению предмета. В нем нет готовых ответов, обязательно присутствует ссылка на использование дополнительной литературы. А это значит, что при подготовке к уроку будут задействованы все виды памяти.

Учебники Рудзитиса в нашем кабинете - настольная книга на каждой парте, ведь именно у этого автора учебный материал систематизирован в виде таблиц, - кладезь для среднего ученика. Все новое – это хорошо забытое старое, поэтому для закрепления материала использую дифференцированные задания различного рода на индивидуальных карточках. Считаю, что данный вид упражнений более действенный, нежели обычное тестирование (Приложение 3). Так как задания подбираются под каждого ученика, с учетом его психолого-педагогической характеристики. В нашей школе замечательные психологи, которые находят для учителя уникальные изюминки в преподавании. В 2008-2009г в школе проведен психологический мониторинг, по результатам которого все учащиеся разбиты на 3 группы: творческая, продуктивная и репродуктивная. Учитывая рекомендации психологов – планирование уроков в любом классе по любой теме становиться не тяжким трудом, а увлекательным делом, когда ты знаешь мотивацию к учению у отдельно взятого ученика, какое задание будет ему по плечу и не оставит в душе тяжелого осадка абсолютной некомпетентности. Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся. Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь „открыть". (Приложение 4).
На своих уроках часто приходится проводить фронтальные опыты. Например, учащиеся 8-х классов по теме „Химические свойства кислорода " экспериментально выясняют, открывают" условия лучшего горения простых и сложных веществ. Место проведения фронтального эксперимента для меня не самоцель, оно направлено на мыслительные действия ученика. Фронтальные наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может „сделать" открытие, толчок которому дает опыт. Учителя химии при проведении практических работ сталкиваются с рядом проблем: недостаток времени для подробного инструктажа учащихся и оформлении результатов работы, трудности в запоминании школьниками последовательности экспериментальных действий, в понимании сути эксперимента.
Оказывается, можно провести практическую работу по методике Шаталова, используя опорные схемы – конспекты (ОСК) для практических работ и "слепые” ОСК для контроля знаний (разработаны на кафедре общей и аналитической химии МПГУ Кривенковой Л.В. под руководством канд. хим. наук Супоницкой И.И., http://schools.techno.ru/sch518/koridor/him/site/index.htm), составленные по ним презентации, листы рабочих тетрадей для оформления отчёта о проделанном эксперименте (Приложение 5).
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, развития интереса к учению провожу уроки-соревнования. Такие уроки, бесспорно, способствуют повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести свой коллектив, ученики начинают больше читать по предмету, тренироваться в решении задач. Заветный жетон «Умника» или «Умницы» украшает тетради самых активных и творческих учеников. Может быть, это напоминает социалистическое соревнование, однако мотивация к учению повышается от урока к уроку.
Для систематизации знаний использую в своей работе "шаталовские” неурочные карты. Они позволяют ребенку, особенно хорошо успевающему, не ждать указаний учителя, а двигаться в получении знаний вперед, а слабому ученику постепенно приводить свои знания в систему, при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал. При изучении органической химии в 10 классе опорные конспекты – клад, и если учащийся научился составлять и работать по ним в 8-9 классах, то громоздкие формулы органических соединений не испугают его, а скорее наоборот – подтолкнуть разобраться в хитрых сплетениях двойных и тройных связей, карбоксильный группах и всякого рода заместителях.
Работая в старших классах, не обхожу вниманием лекционно-семинарскую зачетную систему: научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя, можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Ведь выпускники должны владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы записи. На уроке важно не только и не столько „передать" знания, сколько учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому я читаю лекции и оставляю в них „белые" пятна, которые ученики должны дома заполнить. Лекцию провожу с учетом возрастных возможностей, уровня знаний учащихся. На начальном этапе мои ребята учатся умению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать, составлять конспект. Как правило, в ходе лекции я создаю проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос - это прием, при помощи которого мне удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки.
Зачеты и семинары - одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся. Семинарские уроки провожу в конце темы, как обобщение. Насколько интересно и познавательно была изложена тема, настолько неповторимым будет отдача. Вот тогда ты и понимаешь, сколько стоят твои бессонные ночи за компьютером при подготовки поурочных планов, правильно ли распределила тестовые задания в группах, скорректировала работу с одаренными и слабоуспевающими учениками. Зачетные оценки, это в первую очередь оценки самой себе, радость от прекрасно выполненных творческих заданий и гордость за красноречивую речь при ответах, глубокие знания, уверенные действия при выполнении эксперимента.
Гармоничное сочетание традиционных средств и интерактивного оборудования позволяет повысить мотивацию детей к занятиям, интерактивная доска помогает правильно и четко построить план работы, зафиксировать на доске наиболее важные аспекты, наглядно показать и выделить значимые детали урока. При такой успешной работе меняется восприятие информации. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Наглядная, всегда находящаяся, перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память (Приложение 6), (Приложение 7), (Приложение 8).
Уже давно установлено, 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% через слух. С появлением ИКТ уроки стали более интересными и нестандартными, а у учащихся появилась возможность раскрыть свой потенциал, так как даже у слабого ученика появляется желание работать на уроке. Использование динамических экранных пособий, ЦОР, презентаций позволяют и помогают организовать различные виды работы: интеллектуальные и творческие, помогает экономить время на уроке, не утомляя детей научить их с удовольствием узнавать что-то новое. Используется доска на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений. С помощью данной техники можно организовать индивидуальную, групповую работу, что способствует сплочению коллектива, укреплению межличностных отношений
Урок – всего лишь небольшой промежуток времени. Но как важно, чтобы к концу его каждый понял, узнал что-то новое, чтобы ребята были уверены в положительных результатах своего труда, и у учителя не сжалось вдруг сердце от тусклого, скользящего мимо доски взгляда кого-то из его воспитанников.
Категория: Методика преподавания | Добавил: Lyantor
Просмотров: 2316 | Загрузок: 139 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018