8 – Вв – 1 |
Предмет химии. Вещества и их свойства |
ТЕМА |
ЦЕЛЬ |
Сформировать представление о предмете химии.
Раскрыть роль химии в повседневной жизни человека. Познакомить учащихся с возникновением и развитием химии как науки.
Дать первоначальные понятия о веществе и его физических свойствах.
Провести вводный инструктаж о правилах поведения в кабинете химии. |
СОДЕРЖАНИЕ |
Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете химии. Предмет химии. Задачи химии. Вещества и их физические свойства. |
ТЕРМИНЫ |
Химия
Вещество
Физические свойства вещества |
ХИМ ЭКСПЕРИМЕНТ |
Д Химические превращения веществ
Д Коллекции изделий тел из железа, алюминия и стекла |
ОБОРУДОВАНИЕ |
Пробирки, растворы NaOH, HCl, Cu(OH)2, BaCl2, H2SO4, K2CO3, ффтал.
Коллекции изделий из железа, стекла, алюминия. |
ДОМ ЗАДАНИЕ |
§ 1 В 1-4 |
ПЛАН УРОКА.
I. Вводная беседа.
· Знакомство с учащимися.
· Правила поведения в кабинете химии. Поведение при возникновении возгорания.
· Учебник, его структура и правила пользования.
· Необходимое обеспечение учебного процесса: рабочая тетрадь, тетради для практических и контрольных работ; требования к ведению рабочих тетрадей.
II. Изучение нового материала.
1. Возникновение химии как науки и ее развитие (кратко).
Химия – очень древняя наука. Химическое производство существовало уже за 3 тыс. лет до нашей эры. В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы, получать их сплавы, производили стекло, керамику, красители (пигменты), духи.
Первыми учеными-химиками были египетские жрецы. Они владели приемами бальзамирования тел, способами получения некоторых красок.
Отдельная эпоха в развитии химии – алхимия. Целью алхимии было найти способ превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью философского камня. Демокрит, Аристотель, Парацельс и многие другие выдающиеся ученые внесли свой вклад в развитие химии в те далекие времена.
На Руси алхимия распространение не получила. В Киевской Руси осуществляли выплавку металлов, производство красок, тканей. При Иване Грозном в Москве была открыта первая аптека. При Петре Первом были построены купоросные заводы , первые химические мануфактуры, а в Москве насчитывалось уже 8 аптек. Дальнейшее развитие химии в России связано с именем М.В.Ломоносова. Выдающиеся ученые-химики, имена которых известны всему просвещенному миру, наши соотечественники: Менделеев Д.И., Бутлеров А.М., Зелинский, Зайцев, Марковников и др.
Точки зрения на происхождение термина «химия»:
- Хеме (Египет.) – «черная» (земля). Это древнее название Египта, где зародилась наука химия.
- Кеме (Египет.) – «черная» (наука). Алхимия как темная, дьявольская наука.
- Хюма (древнегреч) – «литье» металлов (глагол хео – «лью»)
- Ким (древнекитайск.) – «золото».
2. Роль химии в повседневной жизни человека.
На уроках биологии вы говорили о единстве живой и неживой природы. Горные породы, минералы и живые организмы, космическое вещество и атмосфера состоят из одних и тех же химических элементов, в различных соотношениях. Различие между живой и неживой природой в том, какие именно молекулы построены из данных химических элементов. Круговорот химических элементов – основа существования биосферы – живой оболочки Земли. В основе процессов жизнедеятельности любого живого организма – биохимические превращения веществ.
Лекарства, витамины, пищевые продукты, полимерные материалы (пластмассы, искусственная кожа и каучук, искусственные волокна, строительные материалы (бетон, цемент, стекло), лакокрасочная продукция, горюче-смазочные материалы, чистящие и моющие средства, гигиенические и косметические вещества, минеральные удобрения, средства борьбы с насекомыми-вредителями и сорняками – инсектециды и гербициды – все то, без чего невозможна жизнь современного человека – это продукция химической промышленности.
3. Предмет химии.
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Химия – одна из наук о природе, поэтому она относится к естественным наукам. Химия тесно связана с биологией, физикой и другими естественными науками. Химия имеет множество разделов. В школьном курсе рассматриваются основы химии, знание которых необходимо каждому культурному человеку. Моя цель – помочь вам понять огромное значение химической науки и дать вам знания, которые помогут вам грамотно использовать ее достижения.
4. Первоначальные понятия о веществе и его свойствах.
Из курса физики вы знакомы с понятиями «физические тела» и «вещество». Что же принято называть веществом?
Вещество – это то, из чего состоят физические тела.
Каждое вещество обладает определенными свойствами физическими и химическими.
Физические свойства – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
К физическим свойствам вещества относятся: агрегатное состояние, цвет, плотность, блеск, запах, растворимость, температура плавления и кипения, электропроводность, плотность.
Одна из задач химии – изучение физических и химических свойств веществ.
III. Закрепление изученного.
· Работа с учебником – выписать рассмотренные определения (с 5,6).
· Беседа по вопросам 3,4 (с 7)
IY. Домашнее задание (инструктаж).
Предисловие – ознакомиться, § 1 – изучить,
ответить на вопросы 1, 2 с 7.
|